Впервые опубликовано на geocities.com в 2000-2001 гг.

эквадорские заметки

По Эквадору...

Геннадий Шандиков

В моей памяти маленький, аккуратный Эквадор оставил светлый, тёплый и солнечный образ очень красивой страны, имеющей привкус бананов, шоколада и морепродуктов... Наконец-то я увидел эти бескрайние плантации какао и бананов настоящей банановой страны, вдоволь наелся дешёвых, только что выловленных в океане морепродуктов, купил знаменитые миниатюрные скульптуры тагуа, выточенные из напоминающей слоновую кость косточки плода особого вида пальмы, а также подержал в руках тцантца - усушенные трофейные человеческие головы индейцев шуар, которые я безуспешно пытался до этого найти в Перу и Бразилии. И ещё.. Эквадор мне запомнился чистыми общественными туалетами и прекраснейшими, с современным дизайном и светотехническим оборудованием, богатыми музеями при банках.

Республика Эквадор (Republica del Ecuador) расположена в северо-западной части Южной Америки по обе стороны экватора и граничит на юге и востоке с Перу, а на севере с Колумбией. Восточная часть Эквадора омывается водами Тихого океана. Площадь страны составляет около 283.6 тыс. кв. км, а население - 14.8 млн. человек (на 2010 г.). Столица - город Кито. Государственный язык испанский.

В Эквадор я въезжал через сухопутную границу из северного Перу в конце декабря 1999 г., а уезжать (вернее бежать) из страны непредвиденно и спешно пришлось в середине января 2000 г. из-за очередной назревшей там народной революции, закончившейся уже после моего отъезда в Перу полной сменой власти.

Тцантца - трофейные головы амазонских индейцев хиварос

Об усушенных человеческих головах размером с крупное яблоко я впервые услышал в Бразилии, в Манаусе. Но ни в Сантареме, находящемся на полпути от Манауса до океана, где обитали когда-то индейцы, славящиеся своим искусством декапитации (отчленения головы), ни в полуторамиллионном Белене, расположенном в дельте Амазонки, ни в одном из музеев знаменитых голов не было.

Повезло нам в Эквадоре. Мы, как снег на голову, сваливаемся на директора Музея Центрального Банка в городе Куэнка доктора Андреса Абада (Andres Abad) и куратора Музея Тамару Ландивар (Tamara Landivar). Не обнаружив в выставочных залах знаменитых голов тцантца и решив не упускать последнего шанса направляемся прямо в дирекцию. Вообще, надо сказать, что в Эквадоре удивительно приветливые и любезные люди. Я вовсе не думаю, что нам повезло с этим. Это так и есть на самом деле. Более получаса молодой доктор Абад - директор этого огромного и современного музея, собственноручно показывал нам бесценное сокровище - скрытую в хранилище от публики самую большую в мире официально зарегистрированную коллекцию из девяти настоящих тцантца, аккуратно уложенных на планшете под стеклянным колпаком. А с куратором коллекций Тамарой Ландивар мы беседовали о тцантца ещё целый час у неё в кабинете…

Усушенные трофейные головы тцантца из хранилища Музея Центрального банка в городе Куэнка, Эквадор

Усушенные головы-тцантца, принадлежали когда-то в качестве трофеев индейцам шуар - одному из шести амазонских племён, объединяемых в группу, так называемых хиварос, и поныне обитающих в амазонской сельве на юго-востоке Эквадора и северо-востоке Перу. В определённом смысле головы представляли собой особый вид искусства, столь экзотический и непонятный для современного цивилизованного человека. До этого в музеях и частных коллекциях мне приходилось видеть трофейные головы в натуральную величину - с нетронутым черепом, принадлежавшие древним доинкским культурам, населявшим горные регионы Анд на севере Аргентины и в Боливии, пустыни Наска и Атакама в современной части Перу и Чили. Но то, что я увидел превзошло все мои ожидания. Миниатюрные и несколько тяжеловатые тёмные головки запросто умещались в моей раскрытой ладони. И лишь уши забавно торчали в стороны. Кожа на ощупь, как прорезиненная, вроде бы покрытая каучуком. Запаха практически нет, только слабое ощущение сырости… Волосы, брови, ресницы, веки и даже аккуратно подстриженная бородка и щетина на щеках - идеальны и поражают своей естественностью. Лишь полные губы накрепко зашиты грубыми нитками, спускающимися ниже подбородка. И тут я начинаю ощущать что-то странное. Отвлечённый зрительный образ музейного экспоната начинает преломляться у меня в голове, воплощаясь в нечто реальное. Господи, да ведь он когда-то был живым. От неожиданности я чуть не выпускаю голову из рук, обтянутых хирургическими перчатками. "Ой, кто это?" - спрашиваю директора музея, всё ещё ошарашенный, но уже с начинающим анализировать увиденное мозгом. Неужели эта трофейная голова принадлежала когда-то бледнолицему европейцу - гринго? Сразу стало как-то не по себе. Головы индейцев с длинными волосами, заплетёнными в косу, как-то отошли на второй план…. Почему-то вдруг представилось, что мог и я оказаться на его месте когда-то в прошлом. Вот, так уж мы устроены. Когда видишь что-то близкое, вроде бы, из "своего" мира, а не из далёкой, древней и чужой цивилизации, сразу включается ассоциативное мышление, позволяющее, как бы, сопереживать, несколько глубже понимая происходящее.

Знаменитые сегодня на весь мир тцантца, миросозерцание и мистические кровавые ритуалы хиварос породили множество легенд, спекуляций, международную контрабандную торговлю трофейными головами, а также чуть ли ни целую индустрию подделок и имитаций.

По официальным данным последние ритуалы тцантца в Эквадоре прекратились сравнительно недавно - всего лишь в пятидесятых годах 20 столетия. В некоторых случаях сейчас для ритуала тцантца используют голову ленивца. Однако и в настоящее время во многих случаях никто не может объяснить почему исчезают в сельве авантюрные туристы и религиозные миссионеры? Что это, обычный несчастный случай или....? По слухам практика тцантца существует и поныне. Появились и, так называемые, коммерческие "тцантца". В этом случае для изготовления "трофейных голов" используют тела умерших или погибших людей, что ни в коем случае не превращает их в настоящие тцантца. Для имитации находчивые коммерсанты также используют свиную и козью кожи. Одну из таких "тцантца" нам предложили купить в одном из пуэблос недалеко от Кито. Надо сказать, сделана она была мастерски. Я даже не берусь утверждать действительно ли это была имитация или всего лишь "трофейная" голова, не прошедшая сложного ритуала превращения в настоящую тцантца. Один из мифов, созданных вокруг тцантца, утверждает, что волосы на них растут, как на обычной голове. Продавец с гордостью демонстрировал нам длинную шевелюру, заплетённую в косу на своей "тцантца", уверяя, что так она выросла за 100 прошедших лет.

Так что же собой представляет настоящая тцантца и какую нагрузку несёт на себе этот, кажущийся столь кровожадным, ритуал шуар-хиварос - миролюбивых, в общем-то племён, которые никогда не воевали ни из-за сокровищ, ни из-за земли и пережили без порабощения все эти сотни лет после открытия Америки Колумбом?

Истоки лежат в традиционном миросозерцании индейцев шуар и их представлении о перевоплощении и, соответственно, духовности окружающего мира, олицетворением которого являются три главных духа или божества: Арутам, Муйсак и Некас Уакани. Известный американский исследователь-этнограф М. Харнер, посвятивший себя исследованию индейских племён, в своей книге назвал "хиварос" - Людьми Священного Водопада. Того самого водопада, где обитает их самое главное божество Арутам - бог воды и источник всего живого, начало чему даёт вода.

По убеждению Шуар, а также, близких к ним этнически, других амазонских племён хиварос (ашуар, агуаруна, канелос, кандоски и хуамбиза,) болезни или смерть человека приходят в результате порчи. Самое главное - выяснить кто наслал беду, почему дух Некас Уакани вдруг покинул тело? Занимается этим шаман уауэк, который, используя магические стрелы определяет виновника и посылает в него эту самую магическую невидимую стрелу. Если им оказывается человек, вот тут-то и вступает в силу ритуал тцантца. Цель его - освободить мающуюся душу убиенного и наказать виновного, заперев накрепко собственную душу врага в его отчленённой голове. Только в этом случае отмщённый дух жертвы убийства успокоится и не будет мешать остальным членам семьи. Здесь основная роль отводится другому божеству - Муйсаку, который покровительствует мстящим. Мороз продирает по коже, слушая боевую песнь шуар (дана в моём переводе с испанского), вышедших на тропу войны:

Я, словно тукан, сижу на самом высоком дереве.
Я вижу врагов, собирающихся внизу.
Я вижу врагов, плетущих сети заговора,
И я коплю свой гнев.
И тогда я полечу с ветром,
Я покажу им всего лишь когти,
И они уже побеждены.

Падающих навзничь врагов я заставлю исчезнуть,
Словно в пасти анаконды, пожирающей всех.
Я тукан...
Я кричу "куан-куан"
И мои враги исчезают.
А я все еще сижу на голом дереве.

Мои волосы, трепещущие на ветру,
Подобны мерцающему огню,
Яркому, такому яркому.
И никто не может достать меня,
И уже нет слов, способных причинить мне зло.

Ступившие на тропу войны родственники мужчины проходят длительный этап сложного ритуала подготовки и духовного очищения, обязательными условиями которых является уединение в сельве на несколько недель, употребление различных галлюциногенных растений и специальная раскраска тела в виде образа смерти. После того, как обидчик был найден и убит, его голову отчленяют на уровне плеч. Сзади по коже делают надрез и вычищают содержимое головы, выбрасывая череп в реку, как дань анаконде - воплощённому духу воды. После этого наступает основной - таксидермический этап приготовления тцантца, длящийся около недели. Зашитый сзади скальп вываривают от 15 минут до 1 часа (по разным источникам) в специальном дубящем отваре из трав, а затем подсушивают на вершине копья. Затем голову несколько раз заполняют горячим песком, потом раскалёнными камнями, которые выжигают остатки жировой ткани, сушат дымом и равномерно раскрашивают древесным углем, после чего кожу головы заполняют песком, моделируя плоскими камешками, словно на скульптуре, естественные рельефы лица. В результате подобной таксидермической обработки первоначальный объём головы уменьшается примерно 2-3 раза и её кожа приобретает тёмный цвет. Индейцы шуар считают, что тёмный цвет лица не позволяет духу возмездия Муйсаку, надёжно теперь спрятанному в тцантца, видеть внешний мир. Заключительная операция имеет особо важное значение. Чтобы Муйсак обидчика остался в тцантца ей закалывают веки, а губы крепко сшивают тремя большими колючками. Только после этого, долго отсутствовавший воин, возвращается в свой дом, принося вместе с тцантца врага покой семье и душе погибшего родственника. Обладание тцантца свидетельствует об удачливости, мужестве и силе мужчины, способного уберечь и защитить свою семью. Ритуал же превращения трофейной головы в полноценную тцантца заканчивается только по прошествии 2-3х лет, после того, как будут отпразднованы 3 фиесты, каждый раз со всё большим размахом. Для этого необходимо строительство новых домов для гостей и много еды, что обусловлено каждый раз ожиданием нового урожая. После того, как все формальности соблюдены, из губ тцантца вынимают сшивающие колючки, заменяя их грубыми нитямя, а голову украшают перьями тукана. В настоящее время, в связи с официальным запрещением практики человеческой тцантца, используют голову ленивца - близкого родственника людей, по убеждению хиварос, либо ритуал исполняется при помощи тыквы, покрытой воском, с наклеенными на неё волосами врага. Подобную практику шуар использовали и раньше в отношении своих соплеменников, уличённых в прелюбодеянии.

Первый бум в связи с модой на тцантца возник в начале 20-го века, когда музеи из Нового и Старого Света развернули бурную деятельность по поиску трофейных голов для своих коллекций. Тогда же в ход пошли и многочисленные подделки из голов умерших людей, которые по сути не являются тцантца. Цены на усушенные головы стремительно поползли вверх. Вызывает восхищение по истине детективное расследование журналисткой Каролиной Александер (Caroline Alexander), по прошествии более чем семидесятилетнего периода, истории приобретения американским Национальным Музеем Американских Индейцев (The National Museum of the American Indian) двух усушенных человечков из Эквадора - европейской и индейской внешности. Этот единственный случай появления полных таксидермических экспонатов усушенных людей вызывал серьёзные сомнения в их подлинности. Ни один исследователь или миссионер, близко общавшийся с хиварос, никогда не сообщал о подобной практике индейцев. Докопавшаяся до сути Александер выяснила, что маленькие человечки являются подделкой одного студента, решившего таким образом поправить своё материальное положение. В начале века, после эпидемии жёлтой лихорадки в Эквадоре было много невостребованных тел, что и облегчило замысел предприимчивого медика, познакомившегося с практикой изготовления тцантца у амазонских индейцев. Подобную критическую оценку у меня вызывает и фотография усушенной человеческой ступни, помещённая на сайте фотографа Золтана Такакса (Zoltan Takacks), которую я также считаю коммерческой подделкой, не имеющей ничего общего с настоящей практикой тцантца. В Соединенных Штатах 60-70-х годов в моде были имитации тцантца, превратившиеся в национальный феномен. Темные резиновые головки величиной с кулак болтались на зеркалах едва ли не каждого второго автомобиля. Сегодня, на пороге веков мода возвращается. В ходу теперь игрушки, сделанные на Тайване, а в просторах интернета вы можете отыскать и "тцантца", выставленные на продажу, с ценами, доходящими до 250 тыс. американских долларов за коллекцию из 10 голов.  

© 2000-2011 Gennadiy Shandikov: text and photo

  


Другие путевые заметки автора ...по Южной Америке:

Рассекая Бразилию...

По Боливии

По Перу

Статьи автора в журнале "Экспедиция":

В поисках Гранта. Часть I

В поисках Гранта. Часть II

Сага про гагу

Русский осётр и его родственники

Морской леопард - гроза Антарктиды

Про лисичку-сестричку

Сказ о сибирском кедре

Храм в Антарктиде

За ЗФИ земли нет - дальше только полюс

Что, если... сойдутся континенты?

Что, если ... отменить трение?

Что, если ... на Земле исчезнут растения?