"Экспедиция" № 2(3) /март 2004, с. 144

что если...

 

 

Что если... отменить трение?

(интернет-версия)

Геннадий Шандиков

 

 

 

Русский профессор физик Николай Буше – мировой авторитет в области трибологии (так называют науку о трении) говорит, что всякое трение сводится к трем видам:

- полезному, чтобы не падать;

- вредному - между начальником и подчиненным;

- и просто для удовольствия.

Трение с доисторических времён не просто физический эффект, а нечто гораздо большее. Прислушайтесь, хотя бы, к нашей повседневной речи. Мы «потираем руки» в предвкушении чего-то приятного. «Чешем голову», будучи озадаченными, «волочим ноги», смертельно устав. Конфликтуем и миримся, улаживая «межличностные трения». Смазываем колесо, чтобы оно не скрипело или говорим шоферу: «притормози здесь». Да, в конце концов (или в начале всех начал?), влекомые физической страстью, любим друг друга… И все это круто замешано на трении.

Так что же это такое – сила трения? Первую научную формулировку этого явления дал ещё Леонардо да Винчи в 1519 году. Сегодня школьные учебники трением называют «взаимодействие между различными соприкасающимися телами, препятствующее их относительному перемещению…». Проще говоря, трение – это нечто, мешающее движению. Ну да, именно мешающее, иначе - зачем же тогда нужны все эти смазочные масла, гелевые лубриканты и тефлоновые покрытия, увеличивающие скольжение в движущихся деталях? Как говорится, «не подмажешь – не поедешь».

А возможна ли вообще жизнь без трения? Представьте себе на минуту, что отменили мы его. Ну-ка попробуйте сделать хоть один шаг. Не тут-то было… Шлёп! И вы уже беспомощно барахтаетесь в позиции «корова на льду». Не получилось у нас ходьбы, так давайте поедем. Тем более сбылась мечта всех механиков мира: автомобилю не надо масла, детали не снашиваются, коэффициент полезного действия подпрыгнул до небес. Вот вы садитесь в кресло, поворачиваете ключ, газуете, и… ничего! Колёса резко проворачиваются, а машина стоит на месте. Конечно, если она на абсолютно горизонтальной поверхности. Осторожно! Вы чихнули, и машина заскользила в сторону, обратную чиху. Берегитесь, теперь вас легко сдует ветром. Гм.. вот, кажется, и выход! Будем путешествовать на парусниках и буерах. Тем более, теперь по самому острому гравию вы проедете хоть на наждачной бумаге. Стоп. А как парус привязывать к рее? Он скользит и развязывается. Все болты и гайки раскручиваются на глазах, потому как ничто их уже не удерживает. Попробуем на самолёте. Ура! Взлететь получилось. Но от тряски летающая машина начала развинчиваться, распадаться на глазах. Скорее садиться! А вот это будет потруднее, чем взлетать. Гасить скорость на земле раньше помогало трение шин о бетон, а мы его отменили.

Да… Двигаться без трения как-то не получается. Парадокс?

Более того, даже стоять на месте нелегко. Сносит в сторону малейшего понижения местности. Эй, отойдите! Дом падает! Что, и в нём всё держалось на трении? Выходит, так.

Словом, куда ни кинь, всюду клин. Вон, в сторонке сердится озадаченный художник. Решил написать этот чудный мир без трения, а краска-то к холсту и не пристаёт! Пытается карандашом зарисовку сделать – скользит грифель по бумаге, и только… следов не оставляет.

Не так уж и хороша жизнь в отсутствие трения. Собственно, и самой жизни-то не будет. Не верите? Элементарный, простите, процесс размножения тесно связан с трением. Вымрем без него.

  

Другие статьи автора в журнале "Экспедиция":

В поисках Гранта. Часть I

В поисках Гранта. Часть II

Сага про гагу

Русский осётр и его родственники

Морской леопард - гроза Антарктиды

Про лисичку-сестричку

Сказ о сибирском кедре

Храм в Антарктиде

За ЗФИ земли нет - дальше только полюс

Что, если... сойдутся континенты?

Что, если... на Земле исчезнут растения?

Путевые заметки автора ...по Южной Америке:

Рассекая Бразилию...

По Боливии

По Перу

По Эквадору